Лобановский стрелок. Картины сумасшедшего художника и автобиография




Тонкий троллинг геймеров от команды Атом Тим, разработчиков ролевой игры АТОМ РПГ. Красным цветом выделено умение «Лобановский стрелок», взяв эту особенность, ваше самодельное оружие получит 20% очков к огневой мощи.

Душевнобольной художник из погрузившегося на дно города Рыбинска


В этой статье речь идёт об уникальном человеке - Александре Павловиче Лобанове, психически нездоровом художнике, работы которого недавно получили мировую известность и стоят несколько десятков тысяч долларов! Есть в этой истории что - то мистические, отсылающее к «Мастеру и Маргарите» Булгакова...Взять хотя бы утонувший городок Молога, в которым родился Лобанов и ушедший под воду вместе с городом Рыбинск... (смотри фото ниже).


Затопленная древняя церковь в городке Молога










Привело к затоплению Мологи и Рыбинска строительство в 1940 году Рыбинской ГЭС. Несмотря на то, что из — за Рыбинского водохранилища прекратили своё существование 75 мелких населенных пунктов, в числе них старейший город Молога основанный ещё в 900 веке нашей эры и крупный город Рыбинск, само водохранилище считается одним из технологических чудес Советского периода. Это искусственное озеро очень красивое, а из - за больших размеров его называют Рыбинским морем. Образовано «море» на реке Волге и ее притоках: Мологе и Шексне. Форма водоема овальная, составляет 56 км, длина 250 км; средняя глубина около 5,5 метров, а длина береговой линии приблизительно 2,5 тыс. км.

Герой этой статьи, художник Александр Лобанов, родился в 1924 году в городке Молога, в многодетной семье. Отец его был лодочник на Волге, а мать домохозяйкой. В 1929 году пятилетний Саша переболел тяжелым инфекционным заболеванием, вызвавшему менингит (воспаление мозговой оболочки), после которого ребенок полностью утратил слух. Чтобы не мучатся с неполноценным мальчиком, родители отдали его в интернат для глухонемых детей. В 1940 году семью Лобанова, перед затоплением городка Молога, переселили в город Ярославль.

Во время Великой Отечественной Войны, Ярославскую область бомбила немецкая авиация и школу для глухонемых закрыли, а Лобанова, так толком и не научившемуся ни читать, ни писать, ни считать, т. е. полностью безграмотного подростка, отправили к родителям в г. Ярославль.

Годы ВОВ - тяжелое время для страны! Семья Лобановых лишилась единственного кормильца, а после смерти отца, наступили колоссальные материальные трудности, которые повлияли на неустойчивую психику глухого подростка. Александр Лобанов перестал слушаться мать, пугал её непредсказуемыми выходками и приступами агрессии. В 1947 — м, когда Александру было 23 года, его направили в загородную психиатрическую больницу «Афонино» под Ярославлем. Там он и провёл большую часть своей жизни, целых 56 лет! Практически всё это время он просидел в углу многолюдной больничной палаты, где огрызком карандаша рисовал на отдельных тетрадных листах и оборотной стороне плакатов образы возникающие в его голове.

Жизнь в больничной палате и активные годы творчества А.П. Лобанова


Художник тяжело переживал жизнь взаперти, скучал по дому и родным, отчаянно протестовал — злился, буйствовал, дрался с санитарами. Первое время Александра постоянно навещала мать. Во время её визитов истерика и буйство у Лобанова усиливались и врачи попросили женщину приходить по реже. Но по каким - то непонятным причинам, мать и во все перестала приходить к сыну. Из - за этого психоз Лобанова усилился до такой степени, что, как признаются сотрудники психиатрического отделения, ему «не могли проводить даже элементарные обследования». Пациент был настолько возбужден, что целыми днями кричал, размахивал руками, а ночью ходил по палате из угла в угол и совсем не прибегал к сну, как к последнему средству забвения в этих несвободных условиях.

После длительной маниакальной стадии, наступила депрессивная фаза и Лобанов, исчерпав всё буйство, впал в «состояние овоща». Художник сутками лежал на кровати, свернувшись в позе зародыша, будто хотел спрятаться от горестей. В эти дни он персонифицировал себя с усопшим и писал в записной книжки одну и ту же фразу: «Покойник — хорошо».

Постепенно Александр Лобанов смирился с несвободой и начал делать простые зарисовки, чаще на военную и охотничью тематику, что принесло умиротворение и душевное равновесие. Врачи вспоминают, что его в то время было «не видно» и «не слышно».

Атмосфера первых работ трагическая: в руках у персонажей револьверы или фантастические двустволки с затворами продольно — скользящего типа, чем — то внешне схожими с затворами винтовки системы Мосина. Психиатры объясняли такое художественное предпочтение, тем что: «окружающий мир для Александра на протяжении десятилетий был враждебен и чужд, а потому от него нужно защищаться — хотя бы на бумаге». Правда, «в народе», бытует и такая версия — якобы во время войны солдаты пообещали парню подарить винтовку, но обманули, что сказалось на психике подростка. Мне эта «народная» версия кажется нелогичной. Скорее всего глухой и задавленный нищетой подросток с нарушенной психикой, просто ассоциировал себя с вооруженным солдатом — красноармейцем, чтобы за таким «идеализированным образом себя» спрятать больную и ранимую душу от ужасов военной реальности. Конечно, Александр мог контактировать с наводнившими Ярославль красноармейцами и те, конечно же, заметив интерес юноши к оружию, могли пообещать ему (в шутку) подарить винтовку. Но дело всё таки, наверное, ни в винтовки, а в том, что подросток нашел «супергероя» которому стоит подражать и с котором он хотел себя ассоциировать, и этим «супергероем» был солдат РККА. Но из - за полной глухоты Лобанов был полностью не пригоден к военной службе и именно это и сказалось на его психики. Супер герой, которым хотел быть Саша, из глухоты, не мог воплотиться в реальности, что и привело нестабильную психику к срыву.

Позже, когда картинок у художника стало много, Лобанов начал дарить свои рисунки всем, кому особенно доверял, хотя сначала никому их не показывал — прятал в старом кожаном чемодане.


«Вероятно, подобные сюжеты, полные наивной подражательности неопытного в искусстве человека, ассоциировались с собственным несчастьем», – комментирует врач — психиатр Владимир Гаврилов, одним из первых разглядевший талант самоучки и с 1987 г. создавший коллекцию аутсайдерского искусства «Иные», которая участвовала в сотнях выставок «иного» творчества в стране и за рубежом.

В более поздних работах Лобанова появились яркие краски. Тема оружия не исчезла, только теперь ружья не стреляют, они для художника становятся символом мужества и наивного самодостоинства. На фотографиях ниже вы увидите дородную женщину с двустволкой — это платоническая любовь Лобанова, местная повариха, её он тоже изобразил с оружием в руках.

Когда у Лобанова установилась стойкая ремиссия и он перестал быть опасным для общества, художника стали вместе с водителем больничной машины Геннадием, отпускать в город, в поездку за продуктами. Тогда же он начал рисовать на альбомных листах, часто фотографировался в ателье и делал интересные коллажи.

«Лобанов творил собственный иной мир, в котором не оставил места страхам, обиде, сомнению. Теперь наряду с портретами вождей, окруженных пышным орнаментом из знаков советской символики, а также винтовок, пистолетов, лавровых ветвей, он приступил к многочисленным собственным парадным изображениям, – вспоминает Владимир Гаврилов. – Смотришь на них, и мало — помалу приходит понимание, что их простая логика демонстрирует не столько «болезненность мышления», сколько детскость души автора».

В 1997 г. картины Лобанова впервые участвовали в выставке арт — проекта «Иные», а через два года в Ярославском художественном музее состоялась его персональная выставка, приуроченная к 75 — летию художника.

Графика Александра Лобанова демонстрировалась не только в Москве, Санкт - Петербурге,
но и в Германии, Франции, Швейцарии, Дании. Его рисунки пополнили некоторые российские музейные фонды, многочисленные зарубежные собрания арт — брют (так называют брутальное искусство непрофессионалов — людей странных, сумасшедших, маргиналов или просто чудаков, чьи картины спонтанны и необычны, стоят вне моды и принятых шаблонов). Он стал не только визитной карточкой коллекции «Иные», российского арт — брют, но и, по мнению зарубежных экспертов, одним из самых масштабных европейских авторов искусства аутсайдеров — того, что создано за пределами стандартного восприятия.
 

Лобанов почил в 2003 году. Умер он тихо и быстро, без страданий и мук.

«Выдумщик, не ставший взрослым, всю жизнь он провёл в вымышленном мире невсамделишного оружия. И в этом инобытии глухонемой «маленький» человек нашёл единственный способ существования и «покорения» действительности», – отмечает Владимир Гаврилов.

Фотогалерея наиболее популярных работ Александра Павловича Лобанова



































 


















































Имя *:

Комментарий *: