Жили-были три студента. Жили они в общежитии и учились на физтехе в одном большом городе. В этот памятный вечер они отмечали одно из немаловажных событий, которые эпизодически происходят со студентами во время сессии. Сдача зачета это немаловажное событие. Плюс стипендия подоспела. По такому случаю было куплено три бутылки бормотухи и немудреная закуска. Беседа трех будущих физиков протекала в обычной, и спокойной, пока, обстановке.
Под три граненых стакана, взятых на время в студенческой столовой, и оставшихся в пользовании навсегда, обсуждались животрепещущие темы. А именно достоинства и недостатки преподавателей, характерные особенности девчонок из своей группы и соседних групп, а также результаты последнего футбольного матча между местными футбольными командами. Как и у всех нормальных людей, беседа постепенно перешла в деловое и неспокойное русло, а именно на учебный процесс. Поступок одного из преподавателей удивил студентов и, слегка озадачил. Он решил написать диссертацию, стать кандидатом наук и перейти затем в статус старшего преподавателя. Но дело было не в том, что он решил стать диссертантом, это обычное для преподавателей дело, а в том, что он решил привлечь к своей научной работе студентов. И, неслыханное дело, заплатить за работу. Студенты во все времена были нищими, а тут такое событие. Это вам не товарная станция или уголь кидать в котельной по ночам. Работа предлагалась студентам не простая, а секретная работа
.Представитель ВПК предложил институту принять участие в разработке установки, которая была крайне необходима военным. Дело происходило в пятидесятые годы прошлого столетия. После войны остались здания и сооружения, не подлежащие восстановлению после бомбежек вражеской авиацией. На месте разрушенных войной строений предполагалось строить новые, а старые сломать и разобрать.
Если вы смотрели фильм «Покровские ворота» тогда имеете представление, как происходило разрушение старых домов. Ломали специальной машиной на гусеничном ходу, к стреле этой машины подвешивали тяжелый металлический шар, этим шаром и ломали. Это дорогой и длительный процесс. Взорвать гораздо проще и дешевле. Проблема в том, что дома подлежащие разрушению зачастую находятся в городской застройке. При взрыве можно повредить соседние здания. На гамлетовский вопрос «взрывать или не взрывать» ответ поручили искать специальному институту, который в те времена назывался «ящиком». В институте в короткие сроки разработали теорию взрывов домов, зданий и сооружений.
Согласно этой теории взрывать было можно, не повреждая соседние дома. Но появилась проблема, которая застопорила все дело. Взрывы нужно было производить последовательно, в строгом порядке, специально рассчитанным для каждого сооружения. Промежутки времени между взрывами исчислялись не секундами, а долями секунд и даже миллисекундами. При этом промежутки между отдельными взрывами должны быть разными, в зависимости от расчетов по теории взрывов.
Потребовался компактный и переносной взрыватель, который мог бы обеспечить эти временные промежутки.
Все эти события разворачивались в те времена, когда о транзисторах и прочих навороченных электронных премудростях писали только в научных монографиях, но производить еще не пытались. Электронные вычислительные машины уже существовали, но работали они исключительно на лампах и реле. Весили такие машины несколько тонн и находились в специально оборудованных помещениях. Можно было создать устройство для подрыва на основе уже существующих электронных машин, но вес такой установки был бы недопустимо большой. Да кроме того работали такие машины на реле, которые не обеспечивали заданные промежутки времени. Предполагалось, что для мобильности, разместить такую установку можно будет на грузовом автомобиле, а для этого максимально уменьшить вес прибора. Но проблема медлительности существующих реле оставалась.
Помочь решить такую мудреную задачу поручили институтской кафедре, при которой учились студенты. А на кафедре это дело поручили одному из преподавателей. Он создал примерную блок-схему этого устройства, но потребовались серьёзные расчеты. Электронных, даже настольных калькуляторов, тогда еще не было, вот и решили привлечь студентов, чтобы им жизнь казалась веселее и полезным бы делом занялись. Кроме того выделялись небольшие денежные средства на оплату труда. Были и другие проблемы при создании устройства, но студентов в эти проблемы не посвящали. Только расчеты. Студентов просветили о сути дела, не вникая в конкретные детали, и предложили поработать на благо отечественной науки. Было о чем подумать и что обсудить.
С одной стороны работать предстояло в тепле, в комнате, сидя на стульях. С другой стороны прости-прощай маленькие студенческие радости, а именно прогулки по пивнушкам и другим привлекательным местам. Предстояла большая, и длительная, да кроме того не такая уж и прибыльная работа. Как говорил один из героев фильма Гайдая – «я на русалках больше заработаю». Да и ответственность на таких расчетах такая, что мало не покажется. Дело то секрет на секрете, и секретом погоняет. Немаловажно, что на товарной станции платили больше, а времени на работу затрачивалось меньше. Обсуждали-обсуждали, да так ни к чему и не пришли.
События тем временем разворачивались своим чередом. Надо сказать, что у одного из студентов в городе, где они учились, была родня. Родная сестра вышла замуж за молодого и красивого рабочего парня из местных жителей. Служил он в армии в родных места этого студента. Там на танцевальной парковой площадке молодые и познакомились. Сыграли свадьбу, и переехали молодожены на постоянное место жительства в большой город. Со временем родился ребенок и появился у студента маленький племянник.
Студент время от времени, как правило, в выходные дни, навещал молодую семью, и в этот день засобирался навестить молодых. Друзья студента, конечно, знали о сестре своего приятеля и задали вопрос. Что же ты без подарка для племяша собрался в гости. Как без подарка удивился тот, вот подарок. И продемонстрировал игрушку, а именно детскую пирамидку. Все знают, что это такое. На круглой подставке укреплен деревянный стерженек. Ребеночек надевает на этот штырек кругляши разного диаметра с отверстием для сборки игрушки и, в итоге получается пирамидка. Похвалили товарища, молодец, что позаботился о подарке для малыша. Оделся студент и ушел. На этом бы и закончилась история с секретным устройством. Но случилось по-другому. Маленький ребенок и игрушка для него сыграли свою роль в этом интересном деле.
На улице стояла поздняя осень, но в комнате было тепло, так как отопление уже включили. Из репродуктора, который висел на стене, доносилась какая-то спокойная музыка. Двое из оставшихся друзей постепенно разомлели, замолчали, и предались мечтаниям. Взгляд героя нашей истории бессмысленно бродил по комнате пока не остановился на батарее парового отопления. Затем взгляд скользнул по трубе отопления, которая пересекала угол комнаты сверху вниз. Интересно, подумал студент, что будет, если сделать детскую игрушку-пирамидку из этой трубы. Какой же она будет высоты, и сможет ли ребенок её собрать.
Это и взрослому вряд ли будет под силу, и наверняка потребуется лестница. Далее студент мысленно представил, как ребеночек карабкается по лестнице с деревянным блинчиком, нижний блин, самый большой из комплекта насаживает на трубу, и тот падает вниз. Затем спускается обратно, берет блинчик поменьше и процесс повторяется. Тут его и осенила блистательная идея. Не нужно никакого электронного прибора. Нужна обычная труба, внутри которой находится стержень из круглой и гладкой арматуры. На стержень будем насаживать металлические шайбы с наружным диаметром разных размеров. Если шайбу отпустить, она упадет, и будет падать до тех пор, пока её не остановит препятствие. В нашем случае, это контакт взрывателя. Время падения шайбы до полной остановки можно рассчитать в соответствии с законом всемирного тяготения.
Шайб должно быть по количеству столько, сколько нужно произвести взрывов. Контакты надо расположить по длине внутри трубы на таких расстояниях друг от друга, которые соответствуют временным интервалам между отдельными взрывами. Бросаем комплект шайб. Первая застревает на первой группе контактов, вторая шайба меньшего диаметра летит дальше и застревает через просчитанный промежуток времени на второй группе контактов. И так далее до победного конца. Естественно летящая шайба при остановке замыкает контакты и происходит взрыв. Время полета шайб зависит от расположения контактов по длине трубы. Получается простенькое и со вкусом.
Я не знаю, чем закончилась эта история. Изготовили такой взрыватель из трубы и комплекта шайб, или не изготовили. Скорее всего, нет. Ну, кому захочется лишаться диссертабельной темы с бюджетным финансированием. Кроме того, в случае успеха может быть и премия. Но в любом случае это пример того к чему может привести нестандартное мышление. Вспоминается случай из истории автомобильной империи Генри Форда. Он решил проверить, насколько трудоспособны работники в аппарате его фирмы. Для чего заключил договор с независимой фирмой. Эта фирма проверяла штаб Форда целый месяц и составила подробный отчет. Из отчета следовало, что все работники аппарата это добросовестные и трудолюбивые люди. Не жалея себя они трудятся повышая благосостояние империи Форда. Кроме одного работника. Тот целыми днями сидел на стуле задрав ноги на стол покуривая сигарету и попивая кофе. На что Форд ответил, что это тот самый работник который дал предложение по улучшению организации труда рабочих. Одно только это улучшение принесло лично Форду несколько миллионов. Помнится, заметил далее Форд, когда он продумывал это предложение, тоже сидел в позе ноги на столе.