Археологический эксперимент "Геделон" в этом году отметил свой 23 день рожденья


Идея возродить кусочек средневековья родилась теплым французским летом 1995 года в голове у респектабельного буржуа Мишеля Гийо. На подобную инициативу этого эксцентричного господина подтолкнул собственный образ жизни, сильно несоответствующий бытию рядового француза. 

 

Дело в том, что месье Гийо, до дня, когда его посетило вдохновение, уже 16 лет владел небольшим замком (шато Сен-Фаржо) в предместьях Парижа, который привлекал многочисленных туристов. Но из - за скромного размера, древняя постройка не могла полностью удовлетворить вкусы посетителей, поэтому Мишель Гийо задумал дерзкий проект - начать строительство настоящего средневекового замка, но применяя технологии 13 века.

 

Так начался крупнейший в мире археологический эксперимент, который длится уже 23 года!
 



 

За весь период строительства ни разу не были применены современные технологии и материалы. Строители работают по той же самой технологии, что и их прадеды 700 лет назад.   

 

Такая масштабная историческая стройка не могла остаться без внимания академиков из многих учебных заведений мира. И ученые, словно пчелы привлеченные запахом нектара, стали со всего света съезжаться во Францию (точнее в Бургундию). Сначала поток профессиональных ученых был скуден и напоминал ручеёк, но затем академики повалили мощным цунами.

 

Ученые, помогая воплотить "Геделон" в жизнь, за одно пытаются понять образ жизни и мышление средневекового общества, а также выяснить вероятное развитие технологического процесса. Некоторые энтузиасты, да и сам Мишель Гийо, были бы не прочь иногда применять современную технику, но благодаря многочисленным ученым, эта идея постоянно отвергается на ранних стадиях обсуждения, поэтому замок строится более 2 -х десятилетий.    




Академиков это не смущает, ведь и настоящие средневековые замки строились в течение многих долгих и мучительных десятилетий. Часто, постройку сооружения начинали прапрадеды, а заканчивали праправнуки. 

 

В лихие годы, которых в то время было не мало, недостроенные замки могли каждый год переходить из рук в руки и каждый из захватчиков пытался пристроить что - то своё, что ещё больше затягивало процесс постройки.

 

Для воплощения в жизнь проекта "Геделон", каждый год в Бургундию приезжают сотни волонтеров и десятки тысяч туристов. Потому что проект не только полезный, но и чрезвычайно интересный.


Что вдохновило "Геделон"?!




 

На строительство замка по средневековой технологии Мишеля Гийо вдохновило научное исследование шато Сен-Фаржо, проведенное Николей Фошером и Кристианом Корвизье, опытным кастеллологом, т.е. специалистом по замкам. Во время исследования Сен-Фаржо выяснилось, что за кирпичными стенами 17 века скрывается оригинальный каменный предшественник начала 13 столетия. Это означает, что замок перестаивали, но современные графические технологии позволили ученым восстановить его первоначальный внешний вид.   

Мишель Гийо с небольшой группой экспертов в конце 1995 года, пришли к выводу, что реконструировать замок Сен-Фаржо для того чтобы вернуть ему облик 13 века, не правильно, потому что он и в облике 17 века, строение представляет собой немалую культурную ценность. Лучше оставить Сен - Фаржо без изменений, а на новом месте построить точную копию замка Сен - Фаржо 13 века. Также исследовательская группа пришла к выводу, что строить надо именно настоящий замок, а не дешевенькую имитацию, для привлечения туристов. 



 

На этом же совещании Мишель Гийо с сотоварищами решили превратить постройку замка в опытную площадку для экспериментальной археологии и попытаться реанимировать утраченные знания путем постановки соответствующего опыта в современных условиях. Проще говоря, ученым и самому Гийо было очень интересно, насколько трудно построить замок, по сути, очень сложный фортификационный военно-хозяйственный объект, используя только технологии 13 века и при этом не халтуря. Попутно замечу, что матерых историков, даже если они и не состоят в штате преподавателей института в Сорбонне, давно интересует вопрос: "А правильно ли мы понимаем строительные практики эпохи темных веков и раннего средневековья? Соответствует ли методика постройки военных сооружений и объектов уровню поставленной задачи и способны ли они решить её?"




 

Планирование и начало реализации проекта "Геделон".


 

Группа археологов и историков под руководством Гийо потратила на разработку подробной концепции восстановления замка почти 17 месяцев! За это время группа смогла выбрать подходящее место для стройки*, определилась с источником финансирования и набрала команду первых строителей, обладающих соответствующей квалификацией.

 

* Площадка, предназначенная для возведения настоящего замка, идеально подходит для этой цели. Она находится в 13 км от замка Сен - Фаржо принадлежащему Мишелю Гийо, а по соседству располагается каменный карьер, в котором достаточно материала для возведения крепостных стен и внутренних построек. Также рядом со строительной площадкой  «Геделона» есть лес - источник хорошей строительной древесины и пруд с небольшой речкой. Воду из источников строители применяют для замешивания растворов.

 

Для проведения первой стадии работ группа Мишеля Гийо имела на счете 400 тыс. евро, которые предоставил консорциум спонсоров. Проект "Геделон" профинансировали государственные структуры  Евросоюза и региона Бургундия, ответственные за привлечение туристов, банк "Caisse des Dépôts et Consignations", энергетический гигант "Electricité de France" и некий швейцарский гражданин, пожелавший остаться неизвестным.

 

Первый камень "Геделона" был заложен 20.06.1997 года. Строительство рассчитано на 25 лет.


 

 



 



Плоть и кровь проекта.


 

1). Главный автор "Геделона" Жак Мулен, которого знают во Франции как опытного архитектора, один из немногих может работать с историческими объектами. На 2010 год, в Европе насчитывалось всего лишь 40 специалистов подобных Жаку Мулену. За свою карьеру архитектора - проектировщика Мулен занимался Версальским дворцом, базиликой Сен - Дени, отреставрировал несколько десятков соборов и церквей во всей Франции. Длительное время вел кураторские работы по восстановлению десятка средневековых замков и шато. 

 

2). Кроме Мулена, научный комитет, следящий за ходом работ, состоит из  шести видных ученых, сплошь профессоров археологии, истории искусств, кастеллологии, из университетов в Лионе, Марселе и Бордо.

 

Это говорит о том, что проект "Геделон", прежде всего научный эксперимент, пусть и произрастающий из частной инициативы, а потом уже "замануха" для туристов. 

 

3). Конечно, с одними мозгами, замок не построишь, нужны ещё и мускулы. Поэтому на постоянной основе, сезонно, с марта по ноябрь, над возведением средневекового сооружения трудятся 40 специалистов - реконструкторов, умеющих работать с деревом и камнем, основными материалами эпохи "Темных веков". На подхвате у каменщиков и плотников несколько сотен волонтеров, они то и есть те самые «мускулы», благодаря котором стены замка становятся все выше и выше. Основное количество волонтеров  преимущественно студенты исторических, строительных и археологических профилей. Не остается в стороне и персонал, обслуживающий туристическую инфраструктуру, а так же туристы, часто приезжающие не только поглазеть, но и помочь возвести пролет – другой стены «Геделона».




 

Исключительно важным для проекта является условие, что ограничения условленные в проекте будут строго соблюдаться. Поэтому для возведения замка используются исключительно технологии конца 12 - начала 13 века, в том смысле, в котором их понимает современная цивилизация. Суть археологического эксперимента и состоит в том, чтобы проверить, а работают ли так называемые "Технологии темных веков" на практике или это ещё одно историческое заблуждение, как например многотысячные, исключительно конные армии, древней Монголии, в которой на момент Чингисхана, могло жить не более 7 - 10 тысяч человек и это вместе со стариками, женщинами и детьми.

 



 

Кроме исторической достоверности в технологиях и методах работы, устроители всего этого масштабного мероприятия пошли ещё дальше и буквально превратили стройку в кусочек средневековья. Строители замка, многочисленные волонтеры, специалисты и архитекторы, во время работы носят домотканую одежду, сшитую по средневековым канонам. Пища и та, как будто из эпохи темных веков, готовится на кострах и очагах прямо на улице. Для помола зерна используется настоящая водяная мельница, а каши и бульоны варят в медных котлах. Все эти ограничения и привлекают на стройку кучу туристов, а также многочисленных социологов, культурологов, художников и фотографов, поэтому о проекте стало известно во всем мире, хотя на рекламу «Геделона» ни Мишель Гийо, ни Жак Мулен не потратили ни пфеннига.

 



 

Для получения нужной древесины, волонтеры сначала идут в лес, чтобы присмотреть подходящее для поставленной цели дерево. В начале буквально определяется, на что нужна древесина, на столб, ага, тогда рубим вооонн то дерево, на брусья, сгодится и вон тот представитель древесных. После нахождения дерева, волонтер берёт в руки топор, выкованный в кузнице на месте строительства. Куют здесь, "на Геделоне", все необходимые инструменты вручную. Изрядно намахавшись и завалив таки несчастный ствол на пышную меховую подстилку, волонтеры грузят дерево на конную повозку и транспортируют на стройку. Там дерево начинают обрабатывать другие добровольцы, с помощью аутентичных эпохи 13 века инструментов, есссно...

Да, блин, бензопилу бы им, но нет! Нельзя!
 

 

Протекание строительства.


 

Из - за ограничений на использование технологий, возведение "Геделона" стало процессом небыстрым. Собственно, как выше уже отмечалось, и настоящие замки быстро не строились, вот почему далеко не каждый феодал, как принято думать, мог позволить себе подобное сооружение. Ход работ получился следующим:

 

* В самом первом сезоне, начавшемся в далеком 1997 году, строители расчистили площадку, подготовив место под строительство, и наметили контуры будущего комплекса. Также в этом году были построены 1-е мастерские и амбар, в последующем ставший "туристическим центром".  

* В 1998 - м стены замка выросли до высоты 1 метра.

* В 1999 - м высота отдельных сегментов достигла 3 метров, началось строительство башен, в одной из них был выложен купол подземного резервуара с водой — цистерны.

* С 2000 - го года высота стен и башен неустанно начала расти вверх.

За 23 сезона ежегодных работ, замок "Геделон" уже начал вырисовываться, но даже не специалистам ясно, что в заявленные 25 лет строители не уложатся. В нынешнем году, несмотря на ограничения, связанные с  пандемией «ковид -19», команда проекта планирует закончить кровлю на двух угловых башнях и продолжить возведение центральных ворот. 

 



 

Что там у них  за технологии такие...


 

Главный приоритет команды строителей - эта отработка строительных технологий. Многому приходится учиться на месте, осваивать так сказать "опытным путем", ведь немногочисленные строительные трактаты о средневековом строительстве содержат большое количество белых пятен и приблизительных прикидок. 

 

И если с деревом все более менее понятно, нужную древесину для балок, необходимых для кровли и перекрытий, а также изготовления брусьев и досок, берут в ближайшем лесу. То с камнем все сложнее...

 

В распоряжении строителей есть только старый, более чем на половину выработанный карьер. В нем и добывают известняк, а затем обжигают в специальной печи до образования извести, которую гасят водой и смешивают с просеянным чистым песком. Эта основа для постройки блоков и кирпичей идущих на постройку стен и строений «Геделона». Строители время от времени меняют пропорцию извести, песка и воды, чтобы получить раствор с нужными в конкретном месте свойствами. Например, для постройки стен идут наиболее "ядрёные" кирпичи, все как раньше...

 

Кирпичи изготовленные вручную, обрабатываются руками камнетесов, для придания формы и размеров соответствующих конкретному строительному замыслу. Сложные детали декора: резные готические окна, своды, фрески - изготавливают специалисты узкого профиля, но с соблюдением "средневековых" нюансов.   

 

Интересней всего выходит с черепицей, которую делают из глины специалисты высокого класса, в отдельной гончарной «черепичной» мастерской.

 

Все вышеперечисленные материалы: камень, дерево, черепицу, декоративные элементы, поднимают на высоту с помощью примитивного подъемного крана со ступальным колесом. Такой механизм изображен на многочисленных гравюрах 13 века.

  

 

Популярность археологического проекта "Геделон" у широкой публики.
   

Строительство средневекового замка сразу же привлекло большое количество туристов. Даже в первый год, когда ещё никакого замка и в помине не было, на площадку, приготовленную для стройки, приехало около 80 тысяч человек. Получил признание проект и в кругу специалистов, а главный архитектор Жак Мулен был даже удостоен Европейской архитектурной премии имени Филиппа Ротье за этот объект в 2005-м году.   

 

Ежегодно замок посещало около 300.00 человек, преимущественно французов и британцев, которые узнали о проекте в 2014 году, после выхода на ВВС  Two документального сериала «Секреты замка», рассказывающего про суть этого эксперимента. В этом году из - за пандемии ковида, число посетителей уменьшилось, но аналитики ожидают наплыва гостей в последующие годы.

 

 



 

В завершение статьи надо отметить, что организаторы и вдохновители проекта поступили очень хитро. Не ставя под сомнение научность и уникальность проекта, у них получилось извлечь из постройки замка хорошую финансовую выгоду. Некоторая часть бюджета по-прежнему формируется с помощью добровольных спонсорских взносов или краудфандинга, но в целом замок уже может обеспечивать себя и свою постоянную команду сам. Ежегодно туристическая выручка "Геделона" составляет от €3 млн до €4,5 млн!!! Такая крупная сумма позволяет успешно завершить проект. А когда замок будет построен, то толпы хлынут смотреть на «Геделон» во всей красе. А там кто знает, возможно, архитектор Жак Мулен и команда захотят построить ещё один замок... 

 

 




Имя *: E-mail:

Комментарий *: