Стадийное развитие плодовых деревьев. Учение И.В. Мичурина





Легендарный отечественный ученый - И.В. Мичурин, работая с многолетними плодовыми растениями, установил в развитии сеянцев очень важную биологическую закономерность: вначале сеянцы пластичны и легко изменяются под влиянием окружающих условий, со временем они становятся всё более и более устойчивыми, пока, наконец, не приобретают ту устойчивость, которая свойственна старым сортам. Это явление И.В. Мичурин объяснил тем, что растения в течение своей жизни проходят ряд стадий.

Развивая дальше учение И.В. Мичурина, академик Т.Д, Лысенко разработал теорию стадийного развития растений. Он показал, что развитие растений состоит из отдельных разнокачественных этапов — стадий, и открыл у семенных растений первые две стадии: стадию яровизации и световую.



Под стадиями развития необходимо понимать не само образование различных органов и частей растений, а качественно переломные моменты и этапы в развитии растений, без которых невозможен дальнейший нормальный путь развития, ведущий через образование различных органов и признаков к плодоношению. Эти этапы характеризуются и обусловливаются прежде всего сменой требований, предъявляемых развивающимися растениями к условиям внешней среды.

Для прохождения каждой стадии нужен свой комплекс внешних условий, необходимое наличие в нем таких элементов, которые при прохождении другой стадии могут не играть существенной роли или даже отсутствовать совершенно.

Стадийные изменения, происходящие в растении или в отдельных его органах, необратимы, то есть обратного хода не имеют. Все они протекают только в точках роста и путём деления клеток передаются вновь образующимся клетками. Разные участки ткани стебля могут находиться на разных стадиях развития. Если растение выросло из семени, то нижняя часть стебля, возрастно наиболее старая, обладает свойством более молодой стадии, чем вышележащие участки. Наоборот, верхние части стебля, возрастно наиболее молодые, могут обладать более старой стадией развития. Чем ниже по главному стволу срезать плодовое растение, выросшее из семени, тем моложе в смысле стадии будут новые побеги, тем больше потребуется времени, пока они приступят к плодоношению.



Прохождение отдельных стадий идёт в строгой последовательности. Каждая стадия возможна только после окончания предыдущей. Согласно «мичуринскому учению» развитие растений осуществляется путём приспособления организма к условиям внешней среды. «Мичуринским учением» впервые в истории биологии установлено, что развитие органического мира представляет собой сумму качественных изменений, определяемых внешней средой через наследственное основание организма.

Плодово — ягодные растения по сравнению с травянистыми семенными растениями отличаются многократным плодоношением, долговечностью и длительностью развития, анатомическим строением органов и т. д., но, как показали исследования, развитие плодовых растений происходит также на основе общей стадийной закономерности.



Основные положения учения И.В. Мичурина состоят не только в признании решающей роли факторов внешней среды в создании организма, его внутренних свойств и биологических особенностей, но и в признании наследования признаков, приобретаемых организмом в процессе их индивидуального развития.

С точки зрения индивидуального развития плодовые растения можно разделить на три основные группы: сеянцы, корнесобственные (полученные путём отводок или черенками) и привитые. В пределах одного и того же сорта могут встречаться разные растения — сеянцы, корнесобственные и привитые. Чтобы правильно управлять процессами роста и развития культивируемых растений, необходимо изучить биологические особенности каждой из указанных групп в отдельности.



Всю нужную информацию о сеянцах смотрите в статье «Сеянцы. Общая информация о сеянцах плодовых деревьев». Информацию о корнесобственных и привитых смотрите в статье «Корнесобственные и привитые растения в вашем саду. Учение Н.П. Кренке».





Имя *:

Комментарий *: