БЕТОН! Всё ценное имущество спрятать и защитить! Статья А.В. Сладкова





Александр Сладков в своей статье на «Яндекс Дзене» рассказал о том, что нам надо перенимать опыт Ирана и прятать: ГСМ, боеприпасы и технику в бетонные туннели и бункеры. Всегда приятно почитать знающего человека, поэтому мы приводим ниже оригинальную статью легендарного военкора. Орфография и пунктуация, а также авторская стилистика статьи, полностью сохранены.

СВО. ВОЮЮЩИЙ БЕТОН. МЫ ПОСТЕПЕННО ИДЕМ К ПРИНЦИПУ: ВСЁ ЦЕННОЕ СПРЯТАТЬ, ЗАЩИТИТЬ И СОХРАНИТЬ. БЕЗ «ИСКУССТВЕННОГО КАМНЯ» ЭТОГО НЕ ДОСТИЧЬ. (автор: военкор Александр Сладков)

Мы действуем интенсивно, почти всегда «с колес», боеприпасы и техника едут, воинские эшелоны мчат, техника и боеприпасы разгружаются и быстро расходятся по нужным точкам. А противник бьет по нашим импровизированным складам (ракеты, диверсанты), нанося нам ущерб, в том числе имиджевый. Одновременно со складами страдает инфраструктура и боевая техника.

Да, ребята, такая война. Еще и импровизация в логистике снабжения нужна, как воздух. Чтоб не ставить под удары ни груз, ни гражданские объекты, ни мирных жителей.

Для этого нужно, на мой взгляд, сделать вражеские атаки бесполезными и заранее безуспешными. Зачем стрелять по объектам, поразить которые невозможно. Как этого добиться?



Кроме контрразведывательных шагов (борьба со шпионами и диверсантами) мы принимаем иные защитные меры, планируем создать бетонные укрытия.

Год назад, когда еще не было СВО, я слышал от МО РФ Сергея Шойгу о планировании строительства железобетонных укрытий, прежде всего для авиатехники на аэродромах.

Я вам скажу, мне интересен здесь афганский опыт американцев. Янки любую точку своего прибывания, что на глобальной базе «Баграм», что на маленьких блокпостах, превращали в неприступные бетонные крепости, с высоченными заборами и толстостенными укрытиями. Все было в бетоне! Причем, ЖБИ (железобетонные изделия) привозили из заграницы, не делали в самом Афганистане, чтоб талибы не подмешивали тrотил, с последующими диверсионными взрывами.

Из бетонных элементов, как из «Lego», собирали разные-разные склады и перевалочные хранилища.

Я, ребята, имею опыт службы а авиационном инженерном батальоне, и тот период был похож не на службу, а на отбывание наказания на каменных рудниках. Мы пахали, «а-ля Папа Карло»! Мы возводили аэродромы и те самые железобетонные укрытия. Поверьте, при налаженной системе подвоза бетона, и наличии техники, это дело быстрое и продуктивное.

Будут бетонные укрытия, противник перестанет бить по складам, таких ракет, как у нас, пробивающих всё и вся у противника нет. Понятное дело писать легче, чем возводить. Но, тут кесарю кесарево. Было время, пахали и мы.



«ТГ Олег Царёв»


О защищённых ангарах на военных аэродромах. В мировой практике военные самолёты между вылетами стоят в специальных защитных ангарах. Сколько бы ни стоил ангар, самолёт стоит дороже. Тем более, самолёт могут вывести из строя именно тогда, когда он нужен больше всего — во время военных действий— сегодняшнее оружие позволяет накрывать огнём большие площади, в результате чего самолёты, если и не сгорают, то получают повреждения. В апреле 2021 года МО заявило о принятом решении — массовом строительстве аэродромных укрытий. Эта задача прозвучала первой на коллегии министерства, а значит тема для оборонного комплекса действительно важная. Предполагалось возвести более 300 аэродромных укрытий, к такому решению подтолкнул опыт применения российских средств ВКС в Сирии – выяснилось, что самолеты нужно прикрывать не только в воздухе, но и на земле.

Например, в 2017 году с двух эсминцев ВМС США из акватории Средиземного моря было запущено 60 крылатых ракет Tomahawk — результатом этого удара по сирийской авиабазе Эш-Шайрат в провинции Хомс стали по разным оценкам то ли 6 (версия Сирии), то ли 20 (версия США) военных самолётов.

Ещё раньше, в 1967 году, во время шестидневной войны Израиля с арабами ВВС Израиля за один день вывели из строя практически всю боевую авиацию Египта и большую часть сирийских самолетов, стоящих на аэродромах без всяких укрытий в линейном порядке.

В Генштабе ВС СССР тогда сделали для себя вывод – вложиться в строительство укрытий проще, чем терять дорогостоящие боевые машины. Аэродромные капониры построили в заграничных группах советских войск (ГДР, Польша, Венгрия, Чехословакия) – на переднем рубеже противостояния с НАТО в Европе, в приграничных военных округах – Прикарпатском и Одесском, Белорусском и Прибалтийском. Всего за достаточно короткий срок было возведено по разным оценкам от 2500 до 3500 железобетонных конструкций.

После распада Советского Союза аэродромные укрытия остались за границей РФ. Российской армии на фоне проблем ее становления было явно не до строительства арочных укрытий на аэродромах. На некоторых аэродромах появились открытые капониры – земляные валы, отделяющие стоянки самолетов друг от друга.



Сегодня укрытия для боевых самолетов – обязательная часть инфраструктуры аэродрома многих государств. Даже на Украине, восстанавливая аэродром в Николаевской области, возвели самолетные ангары. В России обязательно строят гаражи и боксы для сухопутных машин, а крылатые часто стоят без малейшего укрытия. Случаи в Крыму: в Саках и в Гвардейском под Симферополем — следствие отсутствия защищённых ангаров. Плюс, это даёт возможность проводить спутниковые съемки стоящих на аэродромах самолетов. Особое внимание стоит уделить строительству укрытий для нашей стратегической авиации. Не сделав этого в срочном порядке, мы рискуем в тот самый нужный момент, который, я надеюсь, никогда не понадобится, остаться без сил ядерного сдерживания.

Кстати, любопытный момент— реакция польского военно-аналитического издания на решение МО о возведении ангаров. По мнению авторов план возобновить строительство укрытий для самолетов говорит об изменениях в мышлении военного руководства России, желающего защитить свою технику от средств разведки потенциального противника, ведь спутниковые снимки— единственный источник информации о количестве и передвижении российских самолетов. Поляки были разочарованы.



Радует, что Министерство Обороны около года тому назад смогло взвесить риски и принять верное решение о срочном строительстве укрытий для самолётов. Жаль, что его не успели реализовать. Как минимум, трагедии в Крыму можно было бы избежать.

Ссылка на источник: https://zen.yandex.ru/media/sladkov/svo-voiuiuscii-beton-my-postepenno-idem-k-principu-vse-cennoe-spriatat-zascitit-i-sohranit-62fe7111210dda0a4bb4f9cf?&



Имя *:

Комментарий *: