Легендарная советская классика - Москвич — 400



1.



Москвич — 400 – это советский автомобиль 1 — й группы малого класса. Он выпускался на заводе малолитражных автомобилей в Москве - «ЗМА», впоследствии переименованном в «МЗМА», с декабря 1946 по 1954 год. Москвич — 400 разрабатывался для того, чтобы заменить другой автомобиль предназначенный для массового выпуска — КИМ-10/10-52.

Чем — то новый советский послевоенный автомобиль напоминал немецкий «Opel Kadett K38», выпускавшийся в 1937—1940 годах в Германии предприятием Adam Opel A.G., но на самом деле не копировал его в точности, до малейшего винтика.

После Второй Мировой Войны весь комплекс заводов «Опель», в частности проектные мастерские и сборочные линии, были разбомблены под корень и поэтому никакой оригинальной технической документации и чертежей автомобиля «Опель Кадет К38» не сохранилось.

Для того, чтобы начать массовый выпуск «Москвича — 400» в СССР, который должен был по задумке советских авто производителей копировать немецкий «Опель Кадет», чертежи и техническую документацию пришлось воссоздавать заново. Для этого инженеры разбирали немногочисленные оставшиеся «Опели Кадеты К 38», измеряли каждую деталь и выполняли чертёж.



В частности, видный историк автомобилестроения Лев Шугуров сообщает в своей книге «Автомобили России и СССР», что техническая документация на «Опель Кадет К38» отсутствовала, и её пришлось воссоздавать по готовым образцам, а также отдельным сохранившимся элементам технологической оснастки — в первую очередь для изготовления дверей, наиболее сложного в производстве элемента кузова.

(!) Но согласно Долматовскому, другому историку отечественного автопрома, Советский Союз получил чертежи и оборудование для производства «Opel Kadett K38» по репарациям и поэтому запуск «Москвича — 400» трудностей не представлял. Эта версия так и не получила фактического подтверждения, хотя именно она очень нравится нашим либералам.

По воспоминаниям работников завода «ЗМА»/«МЗМА», заставших подготовку выпуска первого «Москвича», в частности - Александра Фёдоровича Андронова (главный конструктор АЗЛК на протяжении многих лет с 1949 и до середины 1970-х годов), утверждается, что Отдел главного конструктора готовил чертежи самостоятельно, а производственную оснастку поставляли ГАЗ, ЗИС и другие советские предприятия.

Это значит, что хотя по конструкции советский «Москвич - 400» и представлял собой копию довоенного «Кадета», он был спроектирован в значительной степени заново и не был связан с «Опелем» прямой технологической преемственностью, выпускаясь по большей части на новой производственной оснастке, созданной для него после войны взамен утраченной оригинальной.

2.



Почему для первой советской послевоенном малолитражки выбор пал на модель Opel Kadett K38? Эксперты считают, что на тот промежуток времени это была одна из немногих «свежих» моделей, подходящая для массового выпуска крупными партиями. К тому же, Opel Kadett K38 без проблем чувствовал себя на советских дорогах. Он имел очень крепкий несущий цельнометаллический кузов и сравнительно мощный (1074 см³, 23 л. с.) четырёхтактный двигатель и по общему типу весьма близкую к довоенному КИМ-10-52. По сути «Кадет» представлял собой разработанное германскими инженерами воплощение требований к советской малолитражке, заложенных в постановлении СНК от 1939 года.

В отличие от довоенной Германии, в СССР сразу же остановились на самом дорогом варианте Opel Kadett K38, который и должен был стать Москвичом — 400. Этот автомобиль должен быть 4 - х дверным и иметь независимую переднюю подвеску. Именно такой вариант «стального коня» должен быть доступен советскому потребителю, что даже для капиталистического мира того времени, было неимоверно круто (по цене).

(!) Ряд источников ссылается на Постановление ГКО № 9905 от 26 августа 1945 года «О постановке на производство на МЗМА автомобиля Опель-Кадет К-38 в его существующем виде». Утверждается что выбор конструкции для «400», был осуществлён лично Иосифом Сталиным, которого конкретная модель немецкого автомобиля заинтересовала ещё до войны. Сталиным же был внесён запрет на внесение каких - либо изменений в конструкцию до её постановки в производство.

Первые автомобили «Москвич — 400» начали сходить с конвейера 4 декабря 1946 года, всего через год после Великой Отечественной Войны. Они не были точной копией довоенного «Кадета», потому что у «Москвичей» отсутствовали устанавливавшиеся на «Опели» семафорные указатели поворотов на центральных стойках кузова, существенно отличалась и вновь воссозданная в расчёте на отечественные аналоги материалов технология изготовления всех узлов.



Производство «Москвичей» быстро росло: 10-тысячный автомобиль сошёл с конвейера в 1950 году, а вскоре оно уже достигло годового объёма 35 000 — 50 000 штук. Автомобили поступали в продажу по цене 8000 рублей («Москвич-401» — 9000; «Победа» М-20 стоила 16 000, ЗИМ ГАЗ-12 — 40 000 рублей; средняя зарплата в народном хозяйстве СССР в 1950 году составляла 601 рубль).

Всего «Москвичей — 400» различной комплектации было выпущено: 216 006 седанов, 17 742 кабриолета, 11 129 фургонов, 2562 пикапов.

Несмотря на прочность и надёжность, внешнюю красоту и комфорт, «400» не пользовались популярностью, потому что стоили слишком много для советского общества живущего в послевоенной разрухе. Правда к 50 — м годам спрос на автомобили резко вырос, но цена так и осталась «кусачей», поэтому только жители крупных городов СССР могли себе позволить «Москвичи». Сейчас эти авто считаются раритетом, так что если у кого — то из вас есть «400», то вам крупно повезло, продав его коллекционерам вы неплохо заработаете.


(!) Сломлен, но не уничтожен...Этот «Москвич — 400» до сих крепок, а если его немного «подшаманить, то он сможет ехать.













Имя *:

Комментарий *: